Моя педагогическая философия

 

Передо мной на письменном столе

Немым вопросом белый лист бумаги

 

Вот и вечер. Позади суета и хлопоты рабочего дня… У меня всегда так: день закончился, а работа продолжается. И я давно привыкла к такому ритму. Я даже полюбила эти часы уединенных размышлений. Листаю книгу, обдумываю планы, пишу, проверяю тетради или тесты… Передо мной проходят лица моих учеников. Как увлечь их? Как заинтересовать? Как научить мыслить, говорить, общаться. Вопросы, вопросы, вопросы…

Я с детства хотела стать учителем… Считаю,   учительство – это труд ума и сердца, плюс затянувшееся детство. И это труд, который требует особого склада характера, занимает всё твоё время и обещает результат где-то в далёком будущем. Учителю многое приходится приносить в жертву, да ещё и радоваться этому, оставаясь при этом неизменным оптимистом. Отдавать, дарить, не требуя взамен благодарности, намного легче и приятнее, чем просто брать. В отличие от людей других профессий, педагог никогда не забывает о своей работе: ни днём, ни ночью, ни во время отпуска. Его жизнь наполнена школой, и не только его, но и жизнь семьи: все в курсе событий, волнуются, сочувствуют, радуются.

Настоящий учитель – это своего рода катализатор увлечённого учения, духовной жизни, личностного роста учащихся. Мой педагогический стаж не так велик. Я работаю 18 год. В своей работе учу детей любить свою Родину,  знать ее историю, познавать общество и отвечать за свои поступки. Школа готовит не только к будущей жизни, но и обеспечивает полноценное проживание каждого возрастного этапа: детства, отрочества, юности. К вопросам: «Кем быть?» и «Каким быть?» присоединяется главный вопрос «Как жить?». В поисках ответов на эти и другие жизненно важные вопросы и должен помочь учитель. Как заинтересовать процессом учения, как направить в нужное русло знаний, как соединить традиционное и инновационное в образовании, как сделать так, чтобы ученикам было интересно в школе. Считаю, что очень важно дать учащимся возможность выражать свое личное мнение и научить аргументированно его излагать. Информация должна быть отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Получив информацию, дети не останавливаются на этом, а продолжают познавать. Я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, интересные игры, которые помогают передать учащимся все, что я знаю. Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают победы на уроке и в конкурсах, легко ориентируются в сложном материале, не боятся ошибаться. Трудно выразить словами чувство, когда видишь сияющие глаза детей. Именно в эти минуты начинаешь понимать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей улыбкой. Это ли не счастье?  

Настоящий учитель искренне верит в истину, красоту, добро и справедливость. Для меня профессия учителя неразрывно связана с самосовершенствованием. Мир не стоит на месте, и мы должны идти в ногу со временем, если нет – мы перестанем понимать своих учеников, а они нас… Мы перестанем быть им полезны, а без этого нет учителя. Я хочу научить детей жить так, чтобы они умели получать удовольствие от общения с друзьями, школой, миром, в котором мы живем, быть достойными и законопослушными гражданами своей страны!

К.Д. Ушинский сказал: «Образование без надлежащего воспитания – дом без фундамента». Я с ним полностью согласна. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия. Но чтобы заложить в душе учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.

Я – человек, и мне больно смотреть на ростки безнравственности, на растление наших детей через СМИ, увлечение компьютерными играми и боевиками по телевидению. Поэтому считаю, что выход нужно искать в основах духовно-нравственного, патриотического воспитания, которое составляет неотъемлемую часть моей педагогической деятельности. Стараюсь наполнить любую форму учебно-воспитательной работы со своими учениками духовно-нравственным смыслом. Педагог должен дать истинные ценности и приоритеты, дать правильное понимание  жизни. А ценностями человеческой жизни, прежде всего, являются ценности духовные. К ним относятся: жизнь по законам совести, искоренение своих недостатков, дурных привычек, развитие в себе добродетелей и,  толерантности, любви к ближним, умения жить не ради себя и своих желаний, а ради других.

Настоящий учитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией в общении с родителями. Основа моей работы - союз учителя, родителей и ученика. Именно в школе очень важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок - это не только объект, но и субъект воспитания и обучения. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Умением выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка,  это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Любовь учителя и родителей к ребенку должна основываться на знании его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь; дать дружеский совет. И высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Я часто напоминаю родителям, что ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень  любит, и он тоже должен очень кого-то любить. Такая любовь дает ребенку чувство защищенности, душевного спокойствия. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него защита от невзгод. И еще Гете сказал «учатся у тех,  кого любят», ученик активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются талант, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы. Думаю, сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений. Со своей стороны, стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.

Всю свою жизнь я стремлюсь к тому, чтобы быть достойным человеком. Достойным надежд своих родителей, преданности своих друзей, труда своих учителей. Уверена, что такое стремление необходимо каждому человеку. А быть достойным человеком, на мой взгляд, значит осознавать свою ответственность перед людьми, быть полезным и созидательным, честно делать свое дело.

 

Бесплатный хостинг uCoz