Описание опыта работы по использованию современных технологий

учителя истории и обществознания

Чибиревой Татьяны Ивановны

 

В своей педагогической деятельности на уроках истории и обществознания я применяю личностно – ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, а также исследовательский метод. Практическую значимость этих  инновационных технологий вижу в создании условий для формирования теоретического мышления учащихся, повышения мотивации изучения предмета и качества освоения материала.

В последние годы отмечается возрастающий интерес  к технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно - ориентированных. Личностно – ориентированный подход стремительно завоевывал образовательное пространство. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество вопросов и проблем, над решениями которых трудиться в педагогической деятельности.

К таким проблемам относятся: как обеспечить успешность каждого учащегося обучения; как обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта; как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся. Развивающее обучение позволяет успешно решать эти проблемы.

Технология личностно- ориентированного обучения  - это способ организации обучения, в процессе которого обеспечиваю учет возможностей и способностей обучаемых. Создаю необходимые условия для их развития индивидуальных способностей. Уроки на основе технологии личностно–ориентированного обучения – это такое обучение, в котором ставлю во главу угла самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Это не просто учет особенностей субъекта учения. Ученик находится на уроке не рядом, а вместе с учителем, с учениками. Он не боится ошибиться, так как привычен к тому, что его выслушаю, приняв или нет его точку зрения. Учащиеся легко общаются через диалог, ставят, обсуждают проблему. Поиск решения проблемы вызывает интерес к использованию не только учебника, а другой информации, справочной литературы. Учащиеся умеют самостоятельно находить пути решения сложных вопросов, умеют излагать главное кратко и задавать вопросы учителю, друг другу. Особенно интересен диалог общения. Слабый ученик в диалоге на равных с сильным. Использую речевые обороты: я думаю, предполагаю, что это так, хочу с вами согласится, не согласится. Главная работа учителя – не перебивать ученика, а ненавязчиво направлять обсуждение проблемы в нужное русло. Идеи личностно-ориентированного образования проявляются на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения обыденного сознания, личностный подход рассматриваю как признание идеи уважения личности ребенка, индивидуализации образования, продуктивного партнерства, сотрудничества, диалога. В науке личностный подход включает категории целей, содержания образования, методов обучения и конкретных технологий, деятельность преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса.

Определим ЦЕЛИ, СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ, КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ урока на основе технологии личностно ориентированного обучения. Целью ставлю создания условий для проявления познавательной активности учащихся в профильной школе. Средствами достижения  цели использую разнообразные формы и методы, создаю атмосферу заинтересованности ученика, стимулирую учащихся высказываниями, анализом способов работы, выбором и освоением наиболее рациональных. Создаю ситуации общения на уроке, которые позволяют проявить каждому инициативу, самостоятельность.

Критерии эффективности проведения урока на основе технологии личностно-ориентированного обучения: использую проблемные творческие задачи, создаю положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников, обсуждаю с учащимися на протяжении всех этапов урока, применяю знания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала. Даю  оценку при опросе не только правильного ответа учащегося, но и анализирую то,  как ученик рассуждал, почему  и в чем ошибся. Отметку аргументирую по параметрам: правильность, самостоятельность, оригинальность. При задании на дом предлагаю выбор заданий по уровню сложности.

Какие виды задания применяю с технологий личностно – ориентированного обучения? Задания для самопознания (фраза -  Узнай себя). Для самоопределения - Выбирай себя! Задания на самореализацию - Проверяй себя! Задания,  ориентированные на совместное развитие – Твори совместно! На развитие, стремление изменить себя – Меняй себя ради себя. Ведущая идея: применяя личностно-ориентированные технологии,  создаю условия для успешного решения задачи формирования и развития учащихся.  Особыми возможностями для решения этой задачи обладают предметы обществоведческой направленности, так как, во-первых, их специфика заключается в том, что содержание курсов изначально опирается на работу с различными носителями информации (историческими документами, воспоминаниями, мемуарной литературой, нормативно-правовыми актами и т.д.). Во-вторых, изучение сфер общественной жизни предполагает наличие различных, порой диаметрально-противоположных точек зрения на одно и тоже явление, в этом особенность социального познания. Данный процесс не возможен без умения общаться, формулировать собственную позицию, принимать доводы противоположной стороны, вести диалог.

Содержание предметов обществоведческой направленности, дает мне возможность применять принципы личностно – ориентированного урока. На уроках обществознания в10 классе  применяю рефлексию в виде СИНКВЭЙНа, учащиеся сами  дают определение понятиям (существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза из 4 слов, вывод). Например, определение Право. Учащиеся записывают свои варианты в тетради, далее зачитывают. Определяют,  в каких значениях используется Право. Приходят к выводу,   что понятие Право употребляется в субъективном и объективном значении слова. Главный вывод – Право очень сложное многогранное явление,  которому невозможно дать одну формулировку, а приведенное в учебнике определение отражает лишь одно из значений этого понятия. Другой вариант рефлексии в виде мини-сочинения. На уроке по теме «Понятие права. Правовая норма» учащиеся выражают свое отношение к высказыванию древнеримского мыслителя Цицерона «Чтобы стать свободным, нужно подчиняться закону» использование этой технологии способствует развитию способности  учащихся исследовать, осмысливать факты, события, овладеть, навыками поиска, обработка и систематизация информации.

На уроках обществознания в 11 классе, предлагаю учащимся вспомнить и привести примеры жизненных ситуаций, свидетелями которых они стали, или факты из СМИ, иллюстрирующие межнациональные отношения  и связанные с ними проблемы, существующие в современном мире. При анализе этих ситуаций предлагаю на выбор выполнить 2 задания: либо сформулировать причины возникновения данных проблем, либо спрогнозировать, возможны последствия их существования. Но наиболее интересными являются задания связанные с разработкой предложений или программы по предотвращению межнациональных проблем. Таким образом,  использую субъективный опыт детей и предоставляю им свободу выбора при выполнении задания.

Для повышения интереса учащихся к изучаемым темам использую учебные игры, которые позволяют отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создают условия для формирования активной гражданской позиции. При  изучении темы «Избирательный процесс» применяю элементы ролевой игры. Например,  выборы в Государственную Думу старшеклассники делятся на две группы,  каждая группа представляет собой политическую партию. Далее разрабатывают свою программу, регистрируются, выбирают своего лидера. Проводят предвыборную агитацию, отвечают на вопросы. После проведения дебатов избиратели отдают свои предпочтения путем тайного голосования. В итоге результаты выборов подсчитываем, записываем на доске.

Использование ИКТ в образовании считаю одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.  ИКТ помогают мне организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Известно, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. В моей работе наиболее распространенными способами с ИКТ являются: 

1.   Презентация позволяет мне иллюстрировать новую тему  или ответ учащегося на уроке. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений.   

2.   На уроках использую такие формы работы, как подготовка учениками сообщений и рефератов, составление проектов. Данный вид учебной деятельности развивает у ученика логическое мышление.

3. Тесты и тренажеры. Это могут быть как  тесты, составленные учителем или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов,  из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаю вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

4. ИКТ предоставляют возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Данные способы работы делают урок интересным и нестандартным, закрепляют полученные на уроке знания. К технологиям на основе активизации   деятельности учащихся отношу развивающие игры, проблемное обучение, нетрадиционные формы уроков (урок - исследование, интегрированные уроки, урок-дискуссия, урок- турнир), которые способствуют реализации поставленной цели. 

Электронные Образовательные Ресурсы (ЭОР) открывают перед учителем широкие возможности повышения качества образовательного процесса. Практически на всех этапах образовательного процесса для ЭОР нахожу эффективное применение. Практическое применение ЭОР может вестись в следующих направлениях. Так, например, использовать ЭОР на этапе подготовки к уроку может как учитель, так и ученик, так как все учебные модули информационного типа содержат теоретическую, справочную или библиографическую информацию. Это позволяет мне на уроке проиллюстрировать при объяснении новый материал, а ученику использовать его для подготовки доклада, написания реферата или подготовки проекта и его презентации. Информационные модули ЭОР могут быть адаптированы учителем и для  различных этапов урока. Например, практикум для урочной и самостоятельной работы школьников, как источник дополнительной информации для самостоятельной или проектной деятельности учащихся, либо как форму контроля обучения школьников по материалам ЭОР. ЭОР позволяют организовать поддержку исследовательской и проектной деятельности школьников. Проводя исследование или разрабатывая проект, ученик осваивает позицию взрослого. Ему приходится стать аналитиком, исследователем, проектировщиком: осваивать методы интерпретации информации, проводить исследования и расчеты.  

Составление характеристики исторического деятеля в свете приобретения необходимых навыков для ГИА, ЕГЭ по истории становлю важным умением учащихся. Поэтому этот вид деятельности организую как урок-практикум. Как нельзя лучше для этой цели подходят практические модули портала ФЦИОР. Например, «Иван Грозный: исторический портрет». В ходе работы с информационным модулем «Иван Грозный: исторический портрет» учащийся знакомится с личностью Ивана Грозного, основными этапами его жизни. Модуль дает возможность учащимся проследить эволюцию личности правителя и понять, что повлияло на формирование его характера и образа жизни. В модуле представлены различные точки зрения на личность царя (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Р.Г. Скрынникова), что дает учащемуся возможность, используя приемы логической деятельности, сравнить их и составить свое представление об Иване Грозном. Приложение 1

 

5.Интернет – источники. Живое пространство образования. Интернет-ресурсы содержат теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий. На страницах сайтов можно найти поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов.  На портале Федерального центра информационно-образовательных ресурсов размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров. Размещенные материалы по истории и обществознанию: тесты, олимпиады, игры, викторины, электронные - учебники, презентации к урокам, таблицы и схемы, вопросы и задания и многое другое помогает мне при подготовке и проведении урока. Приложение 2  

Исследовательский метод – ориентирует    на  применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности. Исследовательский метод как метод проблемного обучения предполагает осуществление основных этапов исследовательского процесса в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Таким образом, применяя указанный метод,  достигаю одной из целей изучения истории и других дисциплин гуманитарного цикла (обществознания, права) – формированию исторического мышления старшеклассников, овладению умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических и обществоведческих источников, поиска и систематизации исторической и обществоведческой информации как основы решения исследовательских  задач. Приложение 3

Результативность применения инновационных технологий на уроках истории и обществознания доказывается стабильными показателями общей и качественной успеваемости по преподаваемым предметам учащихся (качественная успеваемость 60% при 100% общей успеваемости). Приведенные показатели находятся в соответствии показателями обученности учащихся муниципального уровня. В 2010 году общее количество  выпускников средней (полной) школы, сдавших ЕГЭ по обществознанию,  составило  33 ученика (92%); средний тестовый балл  - 58, что выше муниципального показателя. В 2011 году общее количество  выпускников средней (полной) школы, сдавших ЕГЭ по обществознанию,  составило  23 ученика (92%); средний тестовый балл  - 63, что выше регионального показателя. Учащиеся  являются постоянными участниками Всероссийской олимпиады школьников,  Международной олимпиады по основам наук в УрФО,  всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»,  муниципальных творческих и исследовательских конкурсов, что свидетельствует об устойчивом интересе к преподаваемым предметам.

За 2010-2012 учебный год учителем подготовлено:

1 победитель, 12 призеров, 10 поощрений муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву и обществознанию, 1 призер муниципального этапа общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры посвященной династии Романовых.

2 учащиеся стали победителями Международного конкурса по истории МХК «Золотое Руно».

1 лауреат всероссийского открытого заочного конкурса «Познание и творчество» по истории.

2 дипломанта по обществознанию заключительного этапа VIII Международной олимпиады по основам наук в Уральском федеральном округе.

3 победителя Межрайонного конкурса молодых ораторов «Мой голос решает все!».

2 призера городского конкурса «Юный знаток права - 2012».

1призер городского творческого конкурса по наглядной агитации «В будущее вместе»,

Призеры городской интеллектуально-познавательный конкурс «Виток истории», призеры городской  интеллектуальной игры «Хочу быть депутатом», призеры городской исторической викторины, посвященной изгнанию польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского в 1612 году и Отечественной войне 1812 года.

© chibirevat

Бесплатный хостинг uCoz